Часть II

2.3. Официальные международные организации стандартизации


2.3.1. Организации ISO и IEC, объединенный технический комитет JTC1

    Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организации. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Основная цель организации ISO - содействие международному обмену товарами и услугами, а также сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

    Деятельность ISO связана со стандартизацией обширного спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая: текстильную промышленность, обработку информации, телекоммуникацию, производство и использование энергии, кораблестроение, банковские и финансовые услуги, защиту окружающей среды, здравоохранение и безопасность, образование и пр.

    Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены исключением из ее поля деятельности двух важных отраслей - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслей, так как для этих направлений уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC, соответственно. Однако в последствие у этих трех организаций развился значительный совместный интерес, связанный со стандартизацией технологий информационной индустрии. Исключение коллизий в деятельности организаций международной стандартизации там, где их интересы пеерсекались, решалось с помощью создания совместного комитета (например, JTC1) или рабочих групп.

    Официальное название ISO это - International Organization for Standardization. "ISO" не является аббревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова "isos", которое означает "равный" (equal), т.е. равный стандарту.

    Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации.

    К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования и многое другое.

    Масштаб деятельноти ISO характеризуется следующими данными.

    Общее число созданных и сопровождаемых ISO стандартов к 2001 г., составляло порядка 13000, из которых более 2000 стандартов относятся к области ИТ.

    В ISO работает около 3 000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.

    ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:

  • организации-члены ISO (member bodies) - непосредственно составляющие ISO и являющиеся наиболее представительными организациями стандартизации в своих странах, которые разделяют ответственность за выполнение основных организационных и технических задач ISO, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечение деятельности ISO;
  • организации-корреспонденты (correspondent members) - не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации (обычно эта форма участия в работе ISO используется для вовлечения в процесс стандартизации развивающихся стран);
  • организации-подписчики (subscriber members) - организации, с которых взымаются минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации (обычно этой формой участия пользуются экономически слабо развитые страны).

    К 2001 г. ISO включала в свой состав 135 организаций национальных стандартов, из них 90 - первого типа (member bodies), 36 - второго (correspondent members) и 9 - третьего (subscriber members).

    Организационная структура ISO [www.iso.ch] показана на рис. 2.1 , на котором используются следующие сокращения:

    CASCO - ISO Committee on conformity assessment (комитет по сертификации)

    COPOLCO - ISO Committee on consumer policy (комитет потребительской политики)

    DEVCO - Committee on developing country matters (комитет по делам с развивающимися странами)

    INFCO - ISO Committee on information system and services (комитет по информационным системам и услугам)

    REMCO - ISO Committee on reference materials (комитет по эталонным материалам)

    Верховным органом ISO является Генеральная ассамблея (General Assembly), которая собирается раз в три года для выработки политических решений стратегического уровня и избрания руководящего состава организации.

    Реализация этих стратегических решений возлагается на Совет (Council), в состав которого входят президент Генеральной ассамблеи (в качестве председателя Совета), вице-президент, казначей организации и около двух десятков избранных высокопоставленных чиновников. Заседания Совета проводятся ежегодно. На них решаются вопросы, связанные с технической структурой ISO, с публикацией принятых стандартов, назначением членов исполнительных органов, например, Совета по техническому управлению (Technical Management Board), с избранием председателей технических комитетов, утверждением планов работ технических комитетов и пр.

    В организационную стуктуру ISO входят: комитеты, отвечающие за разработку политики организации (CASCO, COPOLCO, DEVCO, INFCO); комитет по эталонным или справочным материалам (REMCO); постоянные и временные группы технических консультантов (advisory groups); центральный секретариат (Central Secretariat); технические комитеты (Technical Committees, TCs).

    Вся содержательная работа по стандартизации ИТ выполняется техническими комитетами. Каждый технический комитет имеет уникальный идентификатор, который составляется из префикса "ТС", за которым следует порядковый номер комитета. Если комитет распускается, то его номер не переиспользуется. При образовании нового комитета ему присваивается первый по порядку неиспользуемый номер. Каждый комитет имеет свой секретариат. Работа, выполняемая комитетом, распределяется по подкомитетам (subcommittees, SCs) с учетом их специализации. Каждый подкомитет также имеет свой секретариат. Секретариаты комитетов и подкомитетов распределяются по организациям-членам ISO, которые и спонсируют работу соответсвующих секретариатов.

    Технические комитеты и подкомитеты могут распределять работу по рабочим группам (Work Groups, WGs). Рабочие группы не имеют секретариатов. Они возглавляются руководителями (conveners), назначаемыми родительскими комитетами. Каждая из организаций-членов ISO может пожелать, чтобы ее представитель принимал участие в работе любого комитета, подкомитета или рабочей группы. Существуют две формы такого представительства - в виде P-членов (P-members) и O-членов (O-members). Первые являются полноправными участниками (participants) работы по стандартизации, вторые выступают в роли обозревателей (observers) работы, функции которых ограничиваются только получением информации о выполняемой работе.

    В конце 2000 г. в ISO насчитывалось 187 комитетов, 572 подкомитета, 2063 рабочих групп и 45 специальных исследовательских групп.

    Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, информационное обеспечение членов ISO, техническую и организационную поддержку работы секретариатов комитетов и подкомитетов и пр.

    Ежегодные раходы на финансирование работы ISO оцениваются в 150 миллионов швейцарских франков. 80 процентов этой суммы спонсируется 35-ю основными членами ISO. Другие 20 процентов собираются из взносов оставшихся членов ISO, а также из доходов, полученных от продажи публикаций ISO. Вторая часть суммы расходуется в основном на поддержку работы центрального секретариата.

    Основными партнерами ISO являются организации стандартизации IEC и ITU. Стратегическим партнером ISO, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO).

    Теперь рассмотрим собственно процесс разработки международных стандартов, так называемый ISO-процесс.

    Первые 25 лет своего существования основной целью деятельности ISO являлась гармонизация национальных стандартов. В этот период ISO осуществляла публикацию рекомендаций (ISO Recommendations), которые представляли собой результат согласования спецификаций национальных организаций стандартизации. С начала 70-х годов ISO начала издавать международные стандарты (ISO standards), считая, что это будет в большей мере способствовать развитию международной торговле. С начала 80-х годов, когда процессы глобализации торговли стали проявляться все более отчетливо, ISO активно втягивается в процесс разработки новых международных стандартов в актуальных областях, постепенно отдаляясь от начальной задачи гармонизации национальных стандартов.

    Упрощенная модель ISO-процесса, определяющая цикл разработки международных стандартов, включает следующие основные этапы эволюции документа:

  • заявка на разработку стандарта (new work item proposal, NP),
  • рабочий документ (Working Draft, WD),
  • проект предложения (Draft Proposal, DP),
  • проект международного стандарта (Draft International Standard, DIS),
  • международный стандарт (International Standard, IS).

     Процедуры и директивы, регламентирующие ISO-процесс, придают ему следующий семантический облик.

Рис. 2.1. Структура организации ISO

    Вначале предложение о выполнении новой работы (new work item proposal, NP) поступает в секретариат подходящего комитета. Это предложение, как правило, исходит от некоторого Р-члена или организации, официально сотрудничающей с ISO (liaison organization). Если комитет принимает это предложение, то оно поступает в некоторый подкомитет этого комитета и одна из рабочих групп данного подкомитета готовит соответствующий WD, который затем передается в подкомитет для голосования. Если консенсус в подкомитете по данному WD достигнут, то этот документ принимает статус DP и направляется в центральный секретариат для регистрации в качестве DIS. (В принципе DIS считается достаточно стабильным документов, который может служить в качестве основы для проектирования соотвествующих ему реализаций.). Центральный секретариат проверяет, соответствует ли данный DIS требованиям ISO и, если он всем требованиям соответствует, рассылает его членам ISO для изучения, подготовки замечаний и вердикта. Когда одобрение получено от большинства членов технического комитета и от не менее чем трех четвертей голосующих членов ISO, данный DIS, называемый на конечной стадии окончательным или Final DIS (FDIS), становится IS и публикуется в качестве международного стандарта. Для обновления стандартов в ISO был принят за основу пятилетний цикл.

    Срок разработки стандартов в соответствии с описанной выше схемой мог составлять до трех-четырех лет, что вскоре стало сдерживающим фактором для столь стремительно развивавшейся отрасли ИТ.

    Стремясь к поиску эффективных для практики решений и к конструктивному сотрудничеству с профессиональными организациями, в 90-х годах ISO стала применять ускоренную процедуру баллотирования публично доступных спецификаций (PAS) (например, отрытых спецификаций или промышленных стандартов, обладающих определенным уровнем консенсуса), которая получила название "fast tracking".

    Также для повышения эффективности процесса стандартизации во второй половине 90-х ISO провела реинжинииринг своей деятельности, посредством перехода на использование в работе комитетов, подкомитетов и рабочих групп современных электронных технологий, что позволило существенно сократить время создания международных стандартов до 9-12 месяцев.

    Однако требования к процессу стандартизации ИТ постоянно возрастали, а сам процесс стандартизации продолжал ускоренно развиваться на всех уровнях. От ISO требовались новые подходы для адекватной реакции на вызов реальности.

    Значительным стимулом для прогресса международной стандартизации явились два важных фактора, происшедших в начале 90-х годов. Первый - это решение европейских стран создать единый европейский рынок, основой чему должна была служить всеобъемлющая система региональных стандартов на продукты, технологии и услуги. Ведущая роль в успешном развитии процесса европейской стандартизации принадлежит организации CEN (европейскому аналогу ISO). Поэтому венское соглашение (Vienna Agreement) об установлении технического сотрудничества между ISO и CEN значительно укрепило международную систему стандартизации.

    Другим важным фактором развития международной стандартизации стал упоминавшийся выше процесс стандартизации консорциумов. Спецификации, создаваемые консорциумами, представляют собой соглашения между основными участниками рынка для конкретного вида продуктов и часто становятся стандартами де-факто, но они не достигают уровня консенсуса, характерного для международных стандартов. Следует также отметить, что, не смотря на высокую продуктивность процесса стандартизации консорциумов, он не заменяет формальную стандартизацию. Наибольший эффект достигается тогда, когда оба эти процессы сливаются в единый процесс глобальной стандартизации. Поэтому ISO и другие организации формальной стандартизации разрабатывают новые формы сотрудничества с консорциумами, направленные на интеграцию совместных усилий в создании всеобъемлющей системы международных стандартов, удовлетворяющей потребностям мирового рынка.

    Именно с этой целью ISO в 2002 г. модернизировала свои технологические процедуры ISO-процесса, предоставив большие права своим техническим комитетам в решении вопроса о возможности ускоренного рассмотрения спецификаций, подготовленных консорциумами. Для этой цели расширена номенклатура типов нормативных документов, включающая документы, требующие различных уровней консенсуса и прозрачности процесса стандартизации в зависимости от нужд практики в каждом конкретном случае. А именно, состав типов нормативных документов ISO теперь включает:

  • стандарты ISO (ISO Standards)
  • публично доступные спецификации ISO (ISO/PAS - Publicly Available Specifications)
  • технические спецификации ISO (ISO/TS - Technical Specifications)
  • технические отчеты (ISO/TR - Technical Reports)
  • промышленные технические соглашения (ITA - Industry Technical Agreement).

     В частности, типами документов, характеризующихся требованиями меньшего уровня согласованности по сравнению с международными стандартами, являются документы ISO/PAS и ISO/TS, для которых по усмотрению рабочих групп и подкомитетов ISO могут быть реализованы ускоренные варианты ISO-процесса.

    ISO также обеспечивает возможность принятия документов, разработанных вне данной организации, как, например, промышленные технические соглашения (Industry Technical Agreement).

    Все эти документы с упрощенным ISO-процессом должны будут пересматриваться через три года, в результате чего возможны два варианта. Или они будут переставать действовать, или, в случае успешного пересмотра, будут принимать статус международных стандартов ISO.

    Рассмотренная выше модернизация ISO процесса показывает желание ISO быть гибкой и адаптируемой, чтобы соответствовать требованиям индустрии и рынка к системе международных стандартов.

    Модернизированный ISO-процесс иллюстрируется на рис. 2.2.



Рис. 2.2 Модель модернизированного ISO-процесса

    Организация IEC, образованная в 1906 г., также как и ISO является добровольной неправительственной организацией. Ее деятельность в основном связана со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, электроизмерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Как и в ISO, членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации. В настоящее время в состав IEC входит более 50 таких членов.

    С организационной точки зрения IEC имеет устройство во многом аналогичное ISO. Процесс создания стандартов в IEC также аналогичен модели этого процесса, принятой в ISO. Более правильно следовало бы говорить об аналогичности ISO организации IEC, так как ISO создавалась во многом по образу и подобию многоопытной IEC. Как и в ISO основную работу по разработке стандартов в IEC выполняют технические комитеты (TCs) и подкомитеты (SCs), общая численность которых более 200.

    Наряду со стандартами на электротехнические аппараты и машины IEC разрабатывает стандарты на электронные устройства, связанные с обработкой информации. Например, ей разработаны следующие стандарты:

  • IEC-625.1 - стандарт на интерфейс шины программируемых приборов;
  • IEC-9316 - стандарт на системный интерфейс компьютеров с 8-разрядной шиной.

    Имея совместные интересы в области стандартизации ИТ, ISO и IEC договорились объединить свои усилия, создав в 1987 г. единый орган JTC1 (Joint Technical Committee 1 - Объединенный технический комитет 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности. Этот комитет тесно сотрудничает с Международным Союзом Электросвязи (ITU).

    Рассмотрим более точные определения сферы деятельности и целей комитета JTC1, сформулированные в документе ISO\IEC JTC1 N430, принятом на пленарном совещании комитета, проходившем в Париже в декабре 1996 г.

    Сфера деятельности - международная стандартизация в области ИТ, при этом понятие ИТ в этом документе трактуется следующим образом: "Информационные технологии включают спецификацию, проектирование и разработку систем и средств, имеющих дело со сбором, представлением, обработкой, безопасностью, передачей, организацией, хранением и поиском информации, а также обменом и управлением информацией".

    Основными целями JTC1 определяются:

    "разработка, поддержание, продвижение стандартов ИТ, являющихся необходимыми для глобального рынка, удовлетворяющих требованиям бизнеса и пользователей и имеющих отношение к:

  • проектированию и разработке систем и средств ИТ,
  • производительности и качеству продуктов и систем ИТ,
  • безопасности систем ИТ и информации,
  • переносимости прикладных программ,
  • интероперабельности продуктов и систем ИТ,
  • унифицированным средствам и окружениям,
  • гармонизированному словарю понятий области ИТ,
  • дружеским и эргономичным пользовательским интерфейсам".

    Основные принципы работы JTC1 строятся в соответствии с требованиями современного бизнеса и ориентируются на экономическую рентабельность и сокращение сроков разработки стандартов, а также предполагают вовлечение в процесс стандартизации широкого круга заинтересованных профессиональных организаций и экспертов, акцентирование на обеспечение интернационализации продуктов и сервисов.

    Работа над стандартами ИТ, осуществляемая в JTC1, тематически распределена по подкомитетам (Subcommittees - SC).

    В дополнение к подкомитетам JTC1 периодически создает специальные и/или исследовательские группы, решающие текущие задачи стандартизации ИТ.

    В 2001 г. состав подкомитетов JTC1 выглядел следующим образом:

  • SC1 Vocabulary (словарь понятий)
  • SC2 Corded character sets (Символьные наборы и кодирование информации)
  • SC6 Telecommunication and information exchange between systems (Телекоммуникация и информационный обмен между системами)
  • SC7 Software engineering (Программная инженерия)
  • SC11 Flexible magnetic media for digital data interchange (Гибкая магнитная среда для обмена электронными данными)
  • SC17 Identification cards and related devices (Идентификационные карты и связанные с ними устройства)
  • SC22 Programming languages, their environments and system software interfaces (Языки программирования, их окружения и интерфейсы системного программного обеспечения)
  • SC24 Computer graphics and image processing (Компьютерная графика и обработка изображений)
  • SC25 Interconnection of information technology equipment (Взаимосвязь оборудования информационных технологий)
  • SC27 IT Securities techniques (Методы безопасности ИТ)
  • SC29 Coding of audio, picture, multimedia and hypermedia information (Кодирование аудио, графической, мультимедийной и гипермедиа информации)
  • SC31 Automatic identification and data capture techniques (Автоматическая идентификация и методы считывания данных)
  • SC32 Data management and interchange (Обмен и управление данными)
  • SC34 Document description and processing languages (Языки описания и обработки документов)
  • SC35 Use interfaces (Пользовательские интерфейсы)
  • SC36 Learning Technology (Технологии обучения).

    Каждый из подкомитетов, как отмечалось выше, имеет свой секретариат, работающий в одной их организаций национальных стандартов (как правило, это организации ANSI, AFNOR, BSI, DIN, JISC и некоторые другие). Такой секретариат осуществляет контроль над рабочими группами подкомитета, обеспечивает документооборот в подкомитете и координирацию работы групп.

2.3.2. Организация ITU

    ITU (International Telecommunication Union - Международный Союз Электросвязи) - международная межправительственная организация, специализирующаяся в области стандартизации электросвязи. Она объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. В ее состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агенства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса. Основная задача ITU состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов.

    В 1947 г. ITU получила статус специализированного агенства Организации Объединенных Наций (ООН). Центральный офис ITU расположен в Женеве (Швейцария). Штатный состав сотрудников включает 770 человек. Годовой бюджет организации составляет около 333 миллионов швейцарских франков.

    ITU - старейшая международная профессиональная организация. Она была основана в 1865 г. после подписания 20-ю европейскими государствами первой международной конвенции по телеграфии. Первое название ITU расшифровывалось как Международный союз по телеграфии (International Telegraph Union). Все время своего существования ITU несло ответственность за разработку правил и рекомендаций, регламентирующих развитие глобальных телекоммуникационных сетей и способствующих стандартизации телеуслуг, а также стандартизации операций по эксплуатации систем электросвязи. ITU оперативно отслеживала новейшие достижения, такие, как, например, изобретение телефона и радиотелеграфии, появление спутниковой связи и цифровых систем передачи данных, современных компьютерных сетей и систем мобильной связи, интегрируя эти достижения в глобальные телекоммуникационные услуги.

    Свое первое название организация сохраняла до 1932 г., когда на мадридской международной конференции по телекоммуникациям было принято решение об изменении ее названия. ITU стала называться Международным союзом по телекоммуникациям (International Telecommunication Union), что позволило сохранить неизменной абривиатуру названия организации.

    В 1956 г. в результате очередной реорганизации ITU был сформирован Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (International Telephone and Telegraph Consultative Committee, - CCITT), в работах которого, в частности, были заложены основы стандартизации технологий компьютерных сетей. Другими основными подразделениями ITU в то время являлись: CCIR (the International Radio Consultative Committee - Международный консультативный комитет по радиосвязи) и IFRB (the International Frequency Registration Board - Международный совет по регистрации частот), а с 1990 г. и Совет по развитию телекоммуникаций в развивающихся странах (Telecommunications Development Bureau - TDB).

    В декабре 1992 г. на внеочередной женевской конференции была проведена структурная реформа ITU. Были созданы три сектора:

  • Радиокоммуникации (Radiocommunication Sector или ITU-R) - сектор, включающий общие функции комитета по радиосвязи CCIR, а также задачи, выполнявшиеся советом по регистрации частот FRB.
  • Стандартизации телекоммуникаций (Telecommunication Standardization Sector (TSS) или ITU-T) - сектор, который принял на себя функции CCITT, а также функции комитета по радиосвязи CCIR, связанные с выходом средств радиосвязи на сети общего пользования.
  • Развития телекоммуникаций (Telecommunication Development или ITU-D) - сектор, определяющий вопросы стратегии и политики развития систем электросвязи.

    Высшим звеном организационного управления ITU служит Всеобщая конференция (Plenipotentiary Conference), определяющая стратегические решения, связанные с направлениями деятельности и структурой организации, а также формирующая исполнительный орган - Совет (Council), осуществляющий выполнение намеченных конференцией задач. Высшим органом управления каждого сектора является всемирная конференция соответствующей (для данного сектора) тематической направленности.

    В частности, для сектора ITU-T (также называемого TSS), который представляет в данном контексте наибольший интерес, такие конференции называются Всемирными конференциями по стандартизации телекоммуникаций (World Telecommunication Standardization Conferences). Одной из основных задач ITU-T является разработка и согласование Рекомендаций, обеспечивающих интероперабельность телекоммуникационного сервиса в глобальном масштабе.

    Для организаций, входящих в состав ITU-T определены следующие пять классов членства:

  • класс A - национальные министерства и ведомства связи;
  • класс B - крупные частные корпорации, работающие в области электросвязи;
  • класс C - научные организации и предприятия, производящие связное оборудование;
  • класс D - международные организации, в том числе, организация ISO;
  • класс E - организации из других областей деятельности, но заинтересованные в работе в данном секторе.

    Право голоса при принятии решений дается только представителям организаций классов A, B.

    Принимаемые ITU-T стандарты имеют статус рекомендаций.

    Основная работа по разработке стандартов выполняется исследовательскими группами (Study Groups - SGs). Каждая из групп имеет собственное направление деятельности. Состав исследовательских групп достаточно стабилен. Он выбран по тематическому принципу, таким образом, чтобы обеспечить полноту покрытия всех актуальных направлений технологий электросвязи. В 2000 г. насчитывалось 14 таких групп. С точки зрения стандартизации ИТ наибольший интерес представляет деятельность таких групп, как, например:

  • SG7 - Data and open communications systems (Данные и открытые коммуникационные системы)
  • SG8 - Multimedia Services (Мультимедийные сервисы)
  • SG10 - Software languages (Языки для программного обеспечения) - имеются в виду стандарты языков программирования и языков формальной спецификации, используемых при разработке телекоммуникационных систем.
  • SG13 - GII principles and structure (Структура и принципы Глобальной информационной инфраструктуры).

    Для разрабатываемых ITU-T рекомендаций введена (со времен деятельности CCITT) классификация документов, а именно, все Рекомендаций разбиты по сериям, которые идентифицируются буквами алфавита от A до Z. Список этих серий приведен ниже.

  • Series A: Organization of the work of the ITU-T (Организация работы ITU-T)
  • Series B: Means of expression: definitions, symbols, classification (Средства выражения: символы, классификация)
  • Series C: General telecommunication statistics. (Общие статистические данные в телекоммуникации)
  • Series D: General tariff principles (Общие принципы тарификации)
  • Series E: Overall network operation, telephone service and human factors (Общая работа сетей, телефонные услуги и человеческие факторы)
  • Series F: Non-telephone telecommunication services (Нетелефонные службы электросвязи)
  • Series G: Transmission systems and media, digital systems and networks (Системы передачи и среды, цифровые системы и сети)
  • Series H: Audiovisual and multimedia systems (Аудиовизуальные и мультимедийные системы)
  • Series I: Integrated services digital network - ISDN (Цифровая Сеть с Интеграцией Служб)
  • Series J: Transmission of television, sound programme and other multimedia signals (Передача звукового вещания, телевизионных и мультимедийных сигналов)
  • Series K: Protection against nterference (Защита от помех)
  • Series L: Construction, installation and other elements of outside plant (Конструкция, прокладка, защита кабелей и элементов линейных сооружений)
  • Series M: TMN and network maintenance: international transmission systems, telephone circuits, telegraphy, facsimile and leased circuits (Техническая эксплуатация: международные системы передачи, телефонные каналы, телеграфные, факсимильные и арендуемые каналы)
  • Series N: Maintenance: international sound programme and television transmission circuits (Техническая эксплуатация: международные каналы звукового и телевизионного вещания)
  • Series O: Specifications of measuring equipment (Требования к измерительной аппаратуре)
  • Series P: Telephone transmission quality, telephone installations, local line networks (Качество телефонной передачи, прокладка линий, сети локальных линий)
  • Series Q: Switching and signalling (Коммутация и сигнализация)
  • Series R: Telegraph transmission (Телеграфная передача)
  • Series S: Telegraph services terminal equipment (Оконечное оборудование телеграфных служб)
  • Series T: Terminals for telematic cervices (Оконечное оборудование и телематические службы)
  • Series U: Telegraph Switching (Телеграфная коммутация)
  • Series V: Data communication over the telephone network (Передача данных по телефонной сети)
  • Series X: Data networks and open system communications (Сети передачи данных и связь открытых систем)
  • Series Y: Global information infrastructure (Глобальная информационная инфраструктура)
  • Series Z: Programming languages (Языки программирования)

    Как можно видеть из приведенного списка серий Рекомендаций ITU-T, наибольший интерес для области ИТ представляют Рекомендации серий H, X, Y, Z.

    Примерами Рекомендаций этих серий могут служить следующие стандарты и их подсерии:

  • X.200-X.299 - Open Systems Interconnection /стандарты взаимосвязи открытых систем/
  • X.400-X.499 - Message Handling Systems / стандарты систем обработки сообщений/
  • X.500-X.599 - Directory /стандарты справочной сетевой службы/
  • X.700-X.799 - OSI Management /стандарты сетевого управления для модели OSI/
  • X.900-X.999 - ODP /стандарты ODP/
  • Y.100-Y.199 - Global information infrastructure. General /общие стандарты Глобальной информационной инфраструктуры/
  • Z.100 - LANGAGE DE DESCRIPTION ET DE SPECIFICATION /стандарт языка SDL/
  • Z.200 - CCITT HIGH LEVEL LANGUAGE (CHILL) /стандарт языка CHILL/

    Хотя основная область интересов ITU-T связана со стандартизацией телекоммуникационных технологий и сервисов, ITU-T (как и ее предшественница - CCITT) внесла значительный вклад в стандартизацию ряда направлений ИТ, в частности, это в первую очередь касается стандартов OSI и ODP. Этот интерес обусловлен рядом причин, а именно, важностью связанных с передачей данных сервисов, ростом спроса на интегрированные телекоммуникационные услуги для голоса и данных, возрастающим спросом на сервис передачи сообщений и сервис справочной службы, а также возрастающей ролью использования ИТ для работы собственно телекоммуникационных сетей.

    Из сказанного ясно, что интересы JTC1 и ITU-T в области стандартизации ИТ в значительной мере перекрываются, хотя, конечно, имеются и аспекты, специфические для каждой из организаций.

    Очевидно, что для прогресса в области стандартизации ИТ важную роль приобретает тесное сотрудничество между JTC1 и ITU-T.

    Значимым результатом такого сотрудничества является соглашение об общем тексте для стандартов ISO/IEC (т.е. JTC1) и Рекомендаций ITU-T/CCITT, относящихся к одним и тем же аспектам в областях OSI и ODP.

    В других случаях это сотрудничество проявляется в принятии одной организацией текста стандарта, разработанного другой организацией. Примерами здесь могут служить принятие предшественником ITU-T, организацией CCITT, эталонной базовой модели OSI, разработанной в недрах ISO, а также принятие организациями ISO/IEC рекомендаций по технологии передачи сообщений, разработанных CCITT.

    Еще одной формой сотрудничества является совместная разработка стандартов, как, например, разработка стандарта для службы Справочника (Directory) и стандарта для эталонной модели открытой распределенной обработки (ODP).

    Завершая рассмотрение деятельности официальных международных организаций стандартизации ИТ, сделаем следующие выводы:

  • Деятельность этих организаций тесно взаимосвязана и скоординирована.
  • Используются различные формы кооперации усилий этих организаций для создания всеобъемлющей системы международных стандартов ИТ.
  • Интенсивность усилий в международной стандартизации ИТ постоянно возрастает, что достигается повышением эффективности работы самой системы международной стандартизации, вовлечением в этот процесс все большего числа профессиональных организаций и экспертов, развитием сотрудничества с промышленными консорциумами.

    В следующих разделах несколько подробнее рассмотрим деятельность организаций стандартизации регионального уровня, а также ряда консорциумов.

Предыдущая глава Оглавление Следующая глава