Перейти в оглавлению раздела

Часть XVI

16.8. Проспект стандартов и стандартизация GII


    Важное место среди организующих документов по GII сыграл проспект или атлас технологий GII, называемый ”GII Roadmap” или ”GII Standards Roadmap” [3] и рассматриваемый в качестве руководства по разработке и развитию стандартов GII. В этом стратегическом документе определены:

    - принципиальные свойства технологий GII,

    - состав основных сервисов и приложений,

    - организационная инфраструктура стандартизации технологий GII.

    Рассмотрим основные положения данного документа.

    Во-первых, в Roadmap определены состав основополагающих свойств (attributes), которым должны удовлетворять элементы GII (сервисы, приложения, сетевые технологии). Данные свойства должны рассматриваться в качестве базовых требований при разработке стандартов GII. В их число входят следующие свойства:

    1) приемлемость по стоимости услуг (affordability), предоставляемых GII;

    2) доступность (availability) - мера возможности использования сервисов или ресурсов GII;

    3) поддержка национальных и местных особенностей (диалектов) в элементах культуры (cultural elements), имея ввиду использование национальных алфавитов и соответствующих им шрифтов, локальных правил представления адресов и различных кодов (дат, телефонных номеров, валюты, наименований стран и пр.);

    4) интероперабельность (interoperability) - способность систем или приложений обмениваться информацией и совместно ее использовать;

    5) управляемость (manageability) - возможность для организаций и пользователей контролировать распространение и использование их ресурсов;

    6) минимальность требований (minimalism), необходимых для функционирования ресурсов;

    7) мобильность (mobility) - возможность доступа к ресурсам независимо от местоположения пользователя, а также способность инфраструктуры GII идентифицировать и определять местоположение источника запросов;

    8) непрерывность обслуживания в пространстве и во времени (nomadicity);

    9) производительность (performance), включая такие характеристики, как, например, время ответа, пропускная способность, скорость обработки транзакций, скорость регенерации изображений и пр.;

    10) переносимость (portability) - легкость переноса программного обеспечения и данных с одной системы на другую;

    11) качественность (quality) - -обеспечение уровня качества, который ожидает получить получатель сервиса;

    12) надежность (reliability) - вероятность того, что продукт или система будут выполнять должным образом свои функции за определенный период времени;

    13) масштабируемость (scalability) - свойство продуктов, сервисов, систем эффективно выполнять свои функции при широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики нижележащей платформы и/или поддерживающей среды (примерами таких характеристик могут служить: число процессоров, число узлов сети, максимальное число обслуживаемых пользователей, количество обрабатываемых транзакций);

    14) безопасность (security) - защита ресурсов (аппаратных, программных, информационных) от случайных или преднамеренных действий, вызывающих несанкционированный доступ к ресурсам и нарушение конфиденциальности их использования, модификацию и разрушение ресурсов, а также раскрытие информации;

    15) легкость использования (usability) продуктов, сервисов, приложений GII.

    Ядром рассматриваемого документа служит базовая модель классификации стандартов GII, показанная на рис. 16.6. Данная модель является трехуровневой и трехмерной.

    Она включает следующие уровни функций:

    1) Области приложений (Application Areas) - верхний уровень.

    2) Сервисы GII (GII Services).

    3) Средства реализации сервисов (Service Implementation Tools).

    Первый уровень функций включает разнообразные прикладные сервисы такие, как, например: развлечения и видео по требованию, электронная коммерция, различные виды коммуникационных сервисов, интерактивная передача речи и видео, оперативный поиск распределенных документов гипермультимедиа (WWW и базы данных графических образов), интерактивный видеосервис (видеоконференции, телемедицина, дистанционное образование, телемаркетинг, телеголосования), кооперативная работа на дому, виртуальные корпорации и т.д.



Рис. 16.6. Базовая модель классификации стандартов GII


    Для более полной классификации функциональных элементов GII и их связывания с элементами организационной инфраструктуры средний слой данной модели развивается по следующим трем направлениям (размерностям):

    1) Общие классы сервисов (Generalized Service Categories), используемые для поддержки приложений и объединяющие некоторые наборы фундаментальных строительных блоков в функционально специализированные сервисы или службы.

    2) Фундаментальные строительные блоки (Fundamental Building Blocks - FBB), которые представляют собой унифицированные средства, позволяющие ускорить разработку приложений и сервисов, а также повысить их надежность.

    3) Организации-разработчики стандартов (Standard Development Organizations - SDO), т.е. организации или их структурные подразделения, ответственные за разработку стандартов средств, фундаментальных сервисов, производных сервисов и приложений.

    В модели выделены фундаментальные строительные блоки, охватывающие следующие методы и механизмы:

    1) Методы доступа (Access Methods) - для обеспечения управляемого доступа к ресурсам.

    2) Адресации (Addressing) - для применения стандартных механизмов идентификации местоположения объектов, приложений, каналов и маршрутов навигации данных.

    3) Компрессии (Compression) - для оптимизации транспортировки данных.

    4) Информирования потребителя услуг об их текущей стоимости и реализации процедуры оплаты за предоставляемые услуги (Cost Quotation).

    5) Навигации данных (Data Navigation) - для обеспечения перемещения информации через инфраструктуру GII.

    6) Идентификации (Identification) - для различения экземпляров объектов, соединений, пересылаемых блоков данных и оптимизации работы с ними.

    7) Интернационализации (Internationalization) - для настройки приложений на генерацию текстов на требуемых языках.

    8) Интероперабельности (Interoperability) - для обеспечения возможности обмена информацией между функциональными компонентами GII, а также взаимного использования обмениваемой информации.

    9) Управления временем передачи (Latency Control).

    10) Непрерывного обслуживания мобильных потребителей информации (Nomadicity/Mobility) - для сохранения доступа к сервисам независимо от того что пользователь может перемещаться в пространстве и во времени.

    11) Приоритетного управления (Priority Management) запросами к сервисам.

    12) Обеспечения приватности и прав собственности (Privacy/Ownership) - для гарантии конфиденциальности передаваемых через GII данных, а также их защиты от несанкционированного чтения, изменения и копирования.

    Другую размерность для второго уровня модели определяют общие классы сервисов, включающие следующие элементы:

    1) Сервисы обмена данными (Data Interchange Services) для передачи текстовой информации.

    2) Сервисы обмена графическими данными (Graphic Services), включая движущиеся образы.

    3) Сервисы обмена и генерации аудиоинформации (Audio Services).

    4) Сервисы представления данных (Data Presentation Services) с использованием различных форматов и механизмов преобразования одних форм представления в другие.

    5) Сервисы управления данными (Data Management Services) для управления хранением и восстановлением данных, используемых средствами GII.

    6) Сервисы расчета стоимости используемых услуг (Cost Billing Services).

    7) Сервисы сетевого управления (Network Control Services) - для управления передачей данных через одну или более сетей.

    Уровень средств реализации сервисов разбивается вертикально на три общих класса сервисов, а именно:

    • коммуникационные сервисы (Communication Services),

    • сервисы стандартизованных структур данных для передачи информации (Standardized Data Structures for Transport of Information),

    • стандартизованные механизмы пользовательского взаимодействия (Standardized User Interaction Mechanisms).

    Каждый из указанных выше классов сервиса, в свою очередь, разбиваются на следующие подкатегории:

    1) Коммуникационные сервисы (Communication Services):

    • Общие широковещательные в режиме без соединения сервисы передачи (General Connectionless Broadcast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) всем получателям некоторого региона.

    • Управляемые мультивещательные сервисы передачи в режиме без соединения (Controlled Connectionless Multicast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) предопределенному множеству получателей.

    • Сервис одновещательной передачи без соединения (Connectionless Unicast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) единственному получателю.

    • Широковещательная передача в режиме с соединением (Connection Oriented Broadcast) - для передачи данных произвольному множеству получателей по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

    • Мультивещательная передача в режиме с соединением (Connection Oriented Multicast) - для передачи данных заранее определенному множеству получателей по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

    • Сервис одновещательной передачи в режиме с соединением (Connection Oriented Unicast) - для передачи единственному получателю по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

    • Сервис сетевого управления (Network Management Services) - для управления передачей данных через одну или множество сетей.

    2) Сервис стандартизованных структур данных для передачи информации (Standardized Data Structures for Transport of Information):

    • Сервис, ориентированный на обмен данными на магнитных лентах (Tape-based Services).

    • Сервис, ориентированный на обмен данными на магнитных дисках (Magnetic Disk-based Services).

    • Сервис, ориентированный на обмен данными на оптических дисках (Optical Disk-based Services).

    • Сервис, ориентированный на обмен данными в печатном виде (Paper-based Services), а также другие методы обмена данными.

    3) Стандартизованные механизмы и сервисы пользовательского взаимодействия (Standardized User Interaction Mechanisms), использующие:

    • числовую клавиатуру для ввода данных (Services using Numeric-only Pads);

    • алфавитно-цифровую клавиатуру (Services using Alphanumeric Keyboards);

    • настраиваемые наборы функционально-ориентированных клавиш (Services using Customized Keysets);

    • ввод данных с помощью электронного пера (Pen-based Services);

    • ввод данных с помощью тактильных устройств (Touch-based Services);

    • голосовой ввод/вывод данных (Voice-based Services).

    Стандартизация общезначимых прикладных и телекоммуникационных сервисов наряду с достижением международного согласия по общим принципам управления доступом к ресурсам Глобальной информационной инфраструктуры являются необходимым условием рентабельности инвестиций в реализацию этой концепции.

    Таким образом, в основе реализации концепции GII лежит всеобъемлющая комплексная стандартизация ИТ. Стандартизацией технологий и сервисов GII занимается большое число специализированных международных организаций стандартизации ИТ. Комплексный подход к данной проблематике осуществляется Советом по Стандартизации в области Информационных и Коммуникационных Технологий (ICTSB - Information and Communications Technologies Standards Board), объединяющим усилия многих международных, индустриальных и отраслевые организаций. ICTSB принимает активное участие в осуществлении ряда проектов концепции GII, включая: проект по развитию Европейской Информационной Инфраструктуры (EII) в рамках Европейского Сообщества, стандартизацию сервисов телематики для дорожных транспортных приложений; разработку стандартов электронной коммерции, в частности электронных форматов представления данных для обмена (EDI) и сервисов обмена (EDIFACT); разработку языковых и культурных национальных элементов, проект гармонизации телекоммуникационных и IP-услуг на существующих сетях TIPHON; разработку мультимедийной домашней платформы для DVB и др.

    

    В процессе стандартизации GII активную роль играют следующие международные организации: CEN, CENELEC, ETSI, CEN/ISSS, IEEE, ISOC, IETF, IRTF, OMG, ECMA, W3C, ATM Forum, ECBS, EACEM, TeleManagement forum, Open Group, WFMC, Gigabit Ethernet Alliance, DVB, EBU UER, ERTICO, ITU, ISO/IEC, HLSG, EWOS, NMF, T1, TINA-C, IETF, DAB и др.

    Как уже отмечалось, важным результатом процесса стандартизации технологий GII явилось принятие международных стандартов, формирующих концептуальную и архитектурную основу разработки системы стандартов для концепции GII, а именно, стандартов ITU серии Y.100.



Предыдущая глава Оглавление Следующая глава